Маргарита Бароновская: «Дом Гринберга» и возрождение культурного наследия Самары

Фото к статье предоставлены Анастасией Кнор
Мы продолжаем рассказывать об объектах культурного наследия, восстановленных идейными предпринимателями из России. Анастасия Кнор из Самары собрала истории таких инвесторов и написала книгу «Домострой. Перезагрузка». Сегодня в центре нашего внимания объект культурного наследия «Дом Гринберга» в Самаре, восстановленный благодаря предпринимателю Маргарите Бароновской и её супругу.
В 1908 году в Самаре увидел свет Дом Соломона Гринберга. С тех пор это здание — один из из самых заметных и красивых образцов самарского модерна в архитектуре. Особняк был построен в старинном городе на Волге на улице Предтеченской, ныне ул. Некрасовская, и до революции 1917 года представлял собой доходный дом.
Заслуженный архитектор России Ваган Каркарьян писал об этом особняке: «Востребованный архитектор того времени Зельман Клейнерман откликнулся на только что изобретенные патриархом австрийского модерна Отто Вагнером декоративные мотивы флористики. Декор дома Гринберга выполнен в «прямолинейном» варианте ар нуво».
Путь к инвестициям в объект культурного наследия
Мы с мужем не собирались покупать историческую недвижимость, не ставили себе такой цели и не шли к ней много лет. Наш путь в этом направлении был скорее спонтанным, чем запланированным. События жизни сформировались так, что мы не смогли пройти мимо объектов культурного наследия и внесли вклад в сохранение исторической памяти родного края.
Всё решили два важных события. Во-первых, мы с мужем участвовали в реставрации домовой церкви Серафима Саровского и здания православной гимназии в Самаре. Будучи православными и глубоко верующими людьми, мы с супругом более двадцати лет советуемся в важных вопросах с нашим духовным отцом, архимандритом Серафимом, настоятелем храма. Мы от души хотели помочь ему восстановить здание и привести его в порядок. Таким образом, нашим первым опытом в реставрации стал Странноприимный дом и богадельня Шихобаловых.
Далее, в 2022 году, мы с супругом участвовали в форуме собственников исторической недвижимости «Ярмарка домов». Там демонстрировали примеры вложений средств в памятники архитектуры. Эта идея нам очень откликнулась, так как это не просто бизнес ради получения дохода. Это социально значимый проект с глубоким смыслом. Он не может оставить равнодушными тех, кто думает, что он оставит после себя, какими будут плоды его деятельности, о чем будут вспоминать его потомки, перелистывая семейный альбом. Мы с супругом посоветовались и решили, что тоже хотим внести свой личный вклад в сохранение истории и восстановление облика нашей родной Самары.
На момент покупки «Гринберга» этим зданием владела семья, у которой на первом этаже располагался торговый бизнес, а на остальных этажах жили они сами. Сделка оказалась довольно простой и быстрой с юридической точки зрения.
С 1908 года архитектурный ансамбль представлял собой два дома Гринберга, соединенные жилой галереей. Мы купили одно здание из этого комплекса.
Покупка и выбор именно этого здания не были спонтанными. Мы изучили несколько предложений, осмотрели и другие дома, в том числе здание «Посольство». После этого мы остановились на доме Гринберга, поскольку цена объекта была очень привлекательной. Мы сразу же после покупки заказали проект реставрации дома. Параллельно с реставрационными работами провели маркетинговые исследования, изучив, насколько успешным бизнес-проектом стало бы размещение ресторана в доме и какую концепцию выбрать.
Реставрация Дома Гринберга
С 1908 года на первом этаже Дома Гринберга находился книжный магазин, на других этажах жил сам владелец со своей семьей.
Соломон Гринберг был купцом, щедрым меценатом и занимался книготорговлей. Книги были достаточно дорогим удовольствием, а Самара в то время уже была читающим городом. Поэтому бизнес купца был весьма доходным.
Предметом охраны в доме Гринберга являются фасад, лестница, плитка на лестнице, крыша и своды Монье.
Мы проводили все реставрационные работы в доме строго по пунктам разрешительной документации соответствующих органов.
Реставрация на первом этаже заняла два года, потому что это очень затяжной процесс. Помимо самого ремонта и реставрации требуется оформить большой объём документов.
Все, что можно было сохранить, мы сохранили, в том числе и своды Монье. Они представляют собой лучковые цилиндрические кирпичные своды малого пролёта, расположенные между металлическими балками. Кровлю потребовалось заменить, создав фальцевую крышу. Это было сделано из соображений безопасности и долговечности, чтобы кровля не протекала и надежно защищала дом от дождя и снега.
Самым сложным делом стала разработка проекта «Дома Гринберга» под современное использование. Нашей главной задачей было сохранить историческую подлинность всех помещений и соединить их в единый ансамбль с изменениями, которые сделали предыдущие собственники.
Мы изучили все планы дома за последние сто лет. Проанализировали множество документов и техпаспортов. Нашей главной находкой стали закладные по лестнице. Лестница дома Гринберга входит в предмет охраны. Это ковано-клепаные ограждения лестничных маршей, перила и ступени из терраццо. Один из маршей лестницы, ведущей в цокольный этаж, был полностью разрушен. Мы восстановили его в том историческом облике, каким он был изначально. Мастера отлили ступени из терраццо и восстановили металлические косоуры. Кстати, кирпичная стена первого этажа с барельефами в виде львиных голов не входит в предмет охраны. Но несмотря на отсутствие обязательств по восстановлению этой стены, мы также её отреставрировали.
Чтобы понять наше отношение к проекту, расскажу про восстановление гипсовой лепнины. Во многих случаях при отделочных работах в интерьерах на старинных объектах, дизайнеры используют бутафорию. То есть полые элементы и материалы из пенополистерола. Особенно это касается гипсовых декоративных элементов.
При восстановлении «Дома Гринберга» вся лепнина сделана полнотелой, вылита из гипса, изготовлена по шаблонам, снятым натурно с интерьеров прошлого века.
Эксперты считают проект нетривиальным. По их мнению, не каждый раз собственники объектов культурного наследия так относятся к мелочам и деталям. В «Доме Гринберга» нам удалось соединить современные тенденции с исторической частью.
Как появилась концепция ресторана
«Дом Гринберга» не просто ресторан, где можно вкусно поесть. Это место для встреч, торжеств, конференций и культурных событий. Это многофункциональное пространство в четыре этажа.
Минус первый этаж занимает клуб, на первом этаже находятся гастробар и винотека.
На втором этаже мы разместили ресторан с более изысканным интерьером в стиле самарского дворянства XIX века. Здесь есть ручная роспись и роскошная лепнина. Третий этаж создан для культурных событий и торжественных мероприятий.
Архитектор Зельман Клейнерман расположил на фасаде здания множество растительного декора в стиле начала 20 века. В их числе пилястры, головы львов с хищным оскалом и развевающейся гривой. Здание венчает маскарон в виде головы женщины по имени Беатриче. Более ста лет она смотрит вниз на прохожих своим острым взглядом.
Некоторые элементы с фасада я решила завести внутрь здания. На первом этаже в простенках на подлинной кирпичной стене расположили головы львов. На втором этаже — лепнина в цветочных орнаментах и роспись по стенам.
Я выбрала такое решение, посетив Павловский дворец в Гатчине. Особенно вдохновила меня спальня императрицы Марии Федоровны. В ту эпоху спальня служила местом для приема важных гостей, ведения переговоров и общения. Если визит гостя был не запланирован или не желателен, то человека принимали в библиотеке. Цвет, в котором выполнена эта спальня, просто необыкновенный. Это цвет росы на траве. Там всё настолько изысканно и гармонично, что я решила взять оттуда именно цветовую идею.
Второй этаж ресторана «Гринберг» расписали талантливые художники из Москвы под руководством Татьяны Летто. В их числе Александра Булдакова, Иван Куриленко и Владимир Губин. Эта команда участвовала в росписи одного из самых красивых ресторанов Москвы «ТУРАНДОТ».
На втором этаже находятся картины, написанные известной художницей Анастасией Брик. На полотнах изображены исторические события из жизни Самары.
В их числе торжественный визит в наш город императора Николая II. Кроме того, на картинах мы запечатлели самые красивые самарские здания. В их числе утраченный Кафедральный собор Христа Спасителя, на месте которого теперь театр оперы и балета.
Мы хотим донести историю Самары до горожан и гостей города в наглядном виде. В планах экскурсии по зданию, исторические встречи и вечера поэзии. Музыка, безусловно, тоже будет. Мы обязательно установим рояль в «Доме Гринберга». Мы взялись за этот проект и вкладываем в него душу, надеясь, что здание переживет нас всех и достанется в наследство будущему поколению.
Вложения в объект культурного наследия и сроки окупаемости
Сейчас сложно сказать, какими будут полные затраты по всему проекту. Мы в процессе запуска третьего этажа. На этапе планирования были выполнены расчеты окупаемости. Согласно бизнес-плану ресторан должен окупиться после полного запуска в пределах шести лет. У нас небольшой ресторан: по 45 мест на каждом из трех этажей и верхний зал «Беатриче» на 65 мест. Мы знали, что открывая ресторан такого класса, нельзя экономить ни на чем. Я сама отбирала мастеров и все отделочные материалы. Лично ездила по объектам и бывала на фабриках. Перед заказом лепнины я объехала несколько студий и в итоге нашла профессионалов с большим опытом по восстановлению исторического декора именно на объектах наследия.
Нам важно, чтобы все люди, задействованные в работе над проектом, разделяли наш подход и понимали, что мы вместе восстанавливаем уникальное здание. Уверена, что в знаковых объектах культурного наследия, как «Дом Гринберга», не может быть никакого масс-маркета. Вся наша команда без исключения тоже придерживается этой позиции. Вот почему наш выбор пал на концепцию русско-французского ресторана XIX века. В меню представлены классические французские блюда, а также старорусская кухня. Мы взяли лучшие рецепты из кулинарной книги Елены Молоховец, изданной в 1861 году. Например, у нас можно будет заказать старорусский рыбный рассольник калья, а также волжскую рыбу, икру, мясные деликатесы, домашнюю птицу, морепродукты и многое другое. Мы будем предлагать самарцам и гостям города пробовать деликатесы, которые вкушали наши предки.
Бесценный вклад в историю России
Я убеждена, что здания, которые представляют собой историческую ценность для России, необходимо отдавать в собственность даром тем людям, которые хотят и могут их отреставрировать. Как сказал выдающийся русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов, «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего».
Я патриот своей малой родины. Мне будет приятно гулять с моими внуками по восстановленной Самаре. Ведь в России больше нет такого города, который бы так красиво смотрелся с Волги. Оказавшись в Самаре, моя подруга, известный фотограф из Питера, Ольга Носкова. Очень любит гулять по самарским дворикам. Она фотографирует деревянные дома, резные наличники, развешенное белье, и говорит, что не видела ничего прекраснее. Для меня это тоже бесценно. Я бы хотела, чтобы снос исторических зданий был запрещен законом. Эти объекты очень интересны и нужны социально ответственным представителям бизнеса. Только представьте, если бы в них находились швейные или гончарные мастерские, ателье, галереи, чайные, антикварные магазинчики. Какая бы Самара была неповторимая… А если так восстановить и сохранить каждый город в нашей стране, какая бы великая, сильная и самобытная была Россия!
Доходный дом С.А.Гринберга 1909-1910( Видео: Читаем детям на ночь @Читаемдетямнаночь)
Книгу «Домострой. Перезагрузка» можно приобрести в электронном виде здесь. Приобретая книгу, вы помогаете Фонду «ТСФ–Наследие».
Также читайте предыдущий материал серии: Дарья и Валентин Карпины: новая жизнь Виллы Даль. Особняк в Абхазии обоел вторую жизнь благодаря неравнодушной многодетной семье.
Подписывайтесь на наш Тg-канал Журнал ТотДом: https://t.me/journal_totdom
Рекомендуем
График изменения цен на квартиры за 1м2
Подробнее