Каменные подарки: московские дворцы, созданные ради любви


В истории московской архитектуры встречаются уникальные здания, которые были возведены по воле влюбленных мужчин в честь своих муз. Эти особняки и дворцы не только восхищают своим великолепием и изысканным дизайном, но и хранят в себе трогательные истории любви, преданности и порой трагедии. В данной статье мы погрузимся в мир романтики и искусства, исследуя, как страсть и архитектурное мастерство сплетаются воедино, создавая незабываемые памятники, отражающие глубину человеческих чувств.
Особняк на углу Воздвиженки и Романова переулка
Удивительная история любви графа Николая Петровича Шереметьева и крепостной Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, которая всё-таки стала его законной супругой. В господском доме она оказалась в 8 лет, потому что красиво пела, и вошла в труппу Кусковского крепостного театра Шереметевых. Сам граф был великим ценителем музыки и, даже путешествуя в Европе, покровительствовал финансово Моцарту. Когда ей исполнилось 15, граф писал, что не женится ни на ком, кроме неё. Чтобы понимать, для того времени граф был самым завидным женихом Москвы — за ним числилось крепостных около 200 тыс. душ. И родственники считали его сумасшедшим. Чего он только не делал, чтобы их союз стал возможен: писал прошение царю Павлу I, но безрезультатно. В итоге он купил за баснословные деньги Прасковье родословную, что она якобы потомок польского шляхтича, взятого русскими в плен ещё в 1667 году.
Чтобы сохранить легенду, Шереметьев купил у своего зятя Разумовского особняк на углу Воздвиженки и Романова переулка. Эта великолепная усадьба, возведённая в конце XVIII века, является памятником классицизма и вошла в историю как «свадебный дом» графа Шереметьева и графини Жемчуговой.
НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского
Это не единственный дом, который граф построил в честь любимой. Прасковья Ивановна всегда оказывала поддержку крепостным и бесприданницам. Поэтому один из ее проектов, реализованных мужем, стал дом для «Всякого звания неимущих и увечных», закладка которого состоялась в 1792 году. К сожалению, Прасковья не дожила до открытия — умерла от туберкулеза. Но граф довел начатое дело до конца — Странноприимный дом открыли в 1810 году. Это было благотворительное учреждение, где бесплатно лечили всех больных, а также содержали приют для девочек-сирот. Сегодня в Странноприимном доме на Большой Сухаревской площади находится НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Деревянный особняк в стиле ампир
Горячее сердце было так же у родственника Шереметьева, уже упомянутого графа Алексея Кирилловича Разумовского. Здесь история уже не такая романтичная, а скорее скандальная. Со своей законной супругой он разъехался ради любовницы Марьи Соболевской, дочери своего берейтора (специалиста по верховой езде). С ней он прожил до конца своих дней, и Мария родила ему 10 детей. Если законнорожденных детей отец не жаловал, то о внебрачных он заботился лучше — дал им достойное образование, добился того, чтобы их включили в родословную книгу русского дворянства. Для любимой он построил великолепный деревянный особняк в стиле ампир на Новой Басманной, 27.
Особняк Саввы Морозова на Спиридоновке
Москва. Особняк Морозовых на Спиридоновке. Дом приемов МИД России (видео: Кулинарная фантазия)
Ныне известен как дом приемов российского МИДа. Это здание также вписано в историю города как одно из самых романтичных. Жена знаменитого промышленника и мецената Зинаида Морозова была уже второй раз замужем и считалась не ровней своему мужу. Чтобы укрепить ее позиции в обществе, он построил ей этот особняк в модном готическом стиле, куда съезжалась вся Москва. Проектом дома занимался молодой архитектор Федор Шехтель, который впоследствии стал очень востребованным.
Дворец на Воздвиженке
Особняк Морозова на Воздвиженке (видео: ТВ Центр | Новости)
«Раньше я одна знала, что ты дурак, теперь вся Москва в курсе», — так писала мать своему сыну Арсению Абрамовичу Морозову (племяннику знаменитого Саввы Морозова). Экзотический дворец на Воздвиженке, напоминающий Паласиу-ди-Пена, был возведен архитектором В.А. Мазыриным и вызвал огромный общественный резонанс. Однако сам заказчик остался очень удовлетворен этим внушительным сооружением. По одной из версий, он построил его для своей любовницы. Арсений Морозов скончался в 35 лет, и споры по поводу дома долго продолжались между матерью и вдовой, но, в конце концов, здание осталось у его любовницы.
Особняк в русском стиле на Якиманке
Трагическая история любви окутывает особняк в русском стиле на Якиманке, где в настоящее время располагается резиденция посла Франции. Промышленник Николай Игумнов построил эту великолепную постройку для своей любовницы-танцовщицы. Однако, однажды застав ее с другим, замуровал любимую в стену. Говорят, что призрак женщины до сих пор бродит по особняку.
Рекомендуем к прочтению: Дом Кобызской: как оживает история в формате 4 звёзд и Тишина старых стен: хроники семейной реставрации.
Подписывайтесь на наш Тg-канал Журнал ТотДом: https://t.me/journal_totdom.
Рекомендуем
График изменения цен на квартиры за 1м2
Подробнее